19.10.2025
chechnyatoday.com

Станислав Черчесов: «Если болельщик помнит — значит, мы в их сердцах, и это радует»

Главный тренер футбольного клуба «Ахмат» Станислав Черчесов в интервью корреспонденту ИА «Чечня Сегодня» рассказал о возвращении в «Ахмат» и российский футбол, перспективах грозненского клуба, а также о воспитании нового поколения футболистов.

— Станислав Саламович, начнём с возвращения в «Ахмат» и в российский футбол. Вы говорили, что клуб, в который вы идёте работать, должен быть со здоровыми амбициями, и они должны быть чем-то подкреплены. Что предложили Вам в «Ахмате» с учётом того, что клуб два сезона боролся за выживание?
— Вопрос хороший и касается того человека, у которого сегодня день рождения [речь идет о Президенте ФК «Ахмат» Ибрагиме Закриеве, который отметил день рождения 16 октября. В этот день мы записали данное интервью]. Мы его сегодня утром поздравили. Я могу повторить, что слова с делами сходятся. Молодой президент, который хочет, чтобы «Ахмат» был на хорошем, стабильном уровне. Я вижу, что это так. Я вижу на деле, как это происходит. Игроков взяли определённого уровня – базу. Сразу всё не бывает, но шаг за шагом, как он и при встрече говорил, так это идёт. Можно прийти в клуб, который всё выигрывает, а можно прийти и сделать клуб, который может выигрывать. Поэтому пути бывают разные.

Есть всё для того, чтобы быть на виду, на хорошем счету в РПЛ. На каком — это время покажет, потому что конкурентная среда.

— Как вы видите трансферную политику «Ахмата» и какое участие в ней принимаете?
— У нас, во-первых, Руслан Газзаев [спортивный директор] пришёл при мне, когда я ещё в 2011 году работал. Тогда при мне я подтвердил его качество, чтобы он пришёл сюда — он до сих пор работает.

А что касается этого трансферного периода, считайте, что я никакого участия по большому счёту не принимал, потому что до меня уже 85–90% игроков были приглашены, подтверждены.

И так бывает, что все время, в любом случае, в любом клубе к тебе приходят в конечном итоге подтвердить того или иного футболиста. Мы каждый день практически на связи, обсуждаем какие-то моменты. Ну и вот мы всё время про трансферы, а я говорю про качественную работу внутри клуба, потому что в каждом клубе есть свой резерв, который надо понять и раскрыть. Купить можно всё, что угодно. И, кстати, того, кого покупают, тоже надо потом тренировать, вписывать и так далее. Никто не придёт и начнёт тебе сразу что-то делать. Поэтому я верю в тренировочный процесс, в коллектив, который мы создаём, в свой тренерский штаб, игроков, которые есть, в клуб, который руководит этим всем. Вот это самое главное, а всё остальное уже ситуативно.

— В первый заход, в 2011 году, Вы приняли команду по ходу сезона, а уже на второй сезон был безупречный результат. Насколько сложно будет сделать «Ахмат» такой командой, которую Вы хотите?
— Если бы кто-то заранее кому-то что-то говорил и знал, что так будет… Мы в конкурентной среде. И даже если мы на порядок станем сильнее, ещё неизвестно, как наши соперники себя поведут. Наша задача — становиться сильнее самих себя. Мы уже сильнее себя, нежели стартовали в чемпионате. Это главное. А всё остальное, ещё раз повторяю, если бы мы были одни и только на себя смотрели — это да. Есть конкурентная лига, в которой практически все клубы имеют своё лицо, своё видение. Очень сложный чемпионат. Сложный, объясняю почему: тренеры, которые за границей, приезжают, футболисты, которые сюда приехали, думают, что здесь можно пройтись, а потом сталкиваются с определёнными трудностями — и многие не могут их преодолеть. Поэтому у нас непростая лига.

— В сезоне 2012/2013 Вы остановились на пороге выхода в Лигу Европы. Что тогда не получилось?
— Не получилось набрать пару очков больше, не потому что мы не хотели, а потому что реально лига была сильная: «Зенит» с Халком и Витцелем, «Рубин» с Навасом, Рондоном, Ерёменко и так далее, «Спартак» всегда хорошим был, «Динамо» с Кураньи и компанией. Мы во всяком случае сделали свой максимум. Понятно, в каких-то играх счастье отвернулось от нас. Зато мы имели команду, которой, если мой первый матч на стадионе был около 1500 зрителей, а последний — полный стадион. Можно попасть в УЕФА или не попасть, но задачу, которую ставили тогда — вернуть команду на определённый уровень, вернуть зрителей — мы эти задачи выполнили.

— Самый разочаровавший и самый запоминающийся матч в «Ахмате»? Болельщики со стажем говорят, что самый разочаровавший матч в Ваш первый заход — это матч с «Мордовией», который закончился 1:1.
— Честно говоря, я не в том возрасте и не в том статусе, чтобы меня что-то разочаровало или восхитило. У тренера есть победы, есть поражения. В любом победном матче ты видишь недостатки. Иногда выигрываешь, а удовлетворения нет. По какой причине 1:1 с «Мордовией» вспоминаем: у нас куча моментов было, не забили. Это футбол. Но если болельщик помнит — значит, мы в их сердцах, и это радует.

— Одно из главных изменений в клубе, которое не было в Ваш первый заход, а есть сейчас?
Тогда один молодой президент был – Магомед Даудов [ныне Председатель Правительства ЧР]. Сейчас другой молодой, оба энергичные, амбициозные. Главное, что один молодой президент, с которым мы реально очень хорошее время провели, что в человеческом, что в профессиональном плане, теперь другой молодой, амбициозный. Слава Богу, Рамзан Ахматович [Глава Чечни Рамзан Кадыров] здесь. Он нас всегда, надеюсь, будет поддерживать, он уже опять начал посещать наши матчи.

— Рамзан Ахматович Кадыров в этом сезоне два раза посетил игру команды. Был рад результатам. Удалось ли Вам пообщаться с Главой Чеченской Республики?
— Нет. Я с ним не общался. Во-первых, ещё раз повторяю, что он опять на стадионе. Надеемся, что мы его будем радовать. Ждём его всегда на стадионе. Времени у него в любом случае меньше, чем у нас у всех вместе взятых.

— Игроки говорят, что Вы заставили их поверить в себя. Насколько важен психологический момент?
— Задача главного тренера — понять, кто в чём нуждается. Мы просто поменяли отношение. Если в 10 отъезд — значит, в 10. Если бежать столько — значит, столько. Немного внутренне подтянулись. Дисциплина внутренняя, но не палочная, не армейская. В 10 отъезд — значит вовремя приехать. Играть ребята умеют, любят футбол. Главное, чтобы требования были понятны. Я вообще не люблю слово «комфорт». Если комфортно — значит, плохо. Должно быть правильно. И когда есть победы — это вдохновляет.

— Как обстоят дела с чеченскими футболистами в «Ахмате»?
— Мы с Исой Байтиевым, главным тренером молодёжного состава, всегда на связи. Вчера у нас два вратаря и шесть полевых игроков тренировались с нами. Мы проводим контрольные матчи, чтобы они были на виду. Смотрим, у кого какой потенциал, советуемся. Он их лучше знает, потому что видит постоянно.

— Назовите самого талантливого чеченского футболиста, который не раскрыл свой потенциал.
— Мы часто работаем, в любом случае, вот видите уже, Ибишеву там поменяли позицию, где он себя проявляет. Любой футболист определённого уровня должен играть на разных позициях. А если брать мой первый приход, от Заура Садаева я больше ждал, и моя, наверное, какая-то вина, что он до конца не раскрыл свой потенциал. Естественно, сам футболист должен быть нацелен на достижения. А так, Уциев до сих пор играет, Кацаев, жалко, он в одно время реально набирал форму и порвал кресты. А так, все ребята старались, дисциплинированные, но Адлан и Заур, как-то всё-таки, ещё раз повторяю, не удалось до конца их реализовать. Если у Адлана была крестообразная, а вот Заур всё-таки не до конца жил футболом.

— Бывает у Вас свободное время от работы? Есть ли у Вас любимые места в Грозном, где вы прогуливаетесь или идете куда-то покушать?
— Утром гуляю по новому проспекту у отеля. Времени на прогулки немного, но сегодня, может, поеду с тренерским штабом в теннис сыграть. На страйкбол ездил тренерский штаб без меня. Но в целом — времени мало.

— Вы были на матче «Нарта» из Черкесска. Как оцените уровень футбола в низших лигах?
— Ну, это был их первый матч, в любом случае, все равно они ещё не были до конца готовы. Так, надо им отдать должное, у них великолепный стадион, там чеченский наш товарищ Анзор Гаргаев — спортивный директор, он меня приглашал. Я обещал, я прилетел, посмотрел, всё на хорошем уровне, есть чеченские ребята, которые там играют, вот там я приметил левого защитника Ахмеда Давлитгереева, которого в тот раз пригласил на тренировку. Мы смотрим, мы внимательно смотрим, мы со многими на связи, нам всегда дают определённую информацию. А так, уровень, конечно, его надо почаще смотреть, одна игра такого общего плана не даст никакого.

— Анзор Гаргаев [футбольный менеджер] говорил, что Вы чисто футбольный человек и ставите развитие и структуризацию футбола во главу угла. Как вы видите развитие структуры футбола в Чеченской Республике?
— Не хотел бы рассусоливать, мы сегодня буквально обсуждали вопрос определённый. Как футболисты, были вот эти шесть ребят у нас. Видно, что умеют играть в футбол. Другое дело, сколько времени посвящают, и мы вспомнили своё время. Я в спецклассе учился, утром тренировка, вечером тренировка, каждый день две тренировки такие сложные. Поэтому, вот в это время, там с 15 до 18 лет, где организм может ещё впитывать в мышцы, развиваться, расширяться, набирать сок, вот тогда они должны тренироваться. Мне сказали, тренируются один раз в день, но один раз в день в это время мало. Надо увеличивать тренировочные часы, чтобы они утром, вечером, утром, вечером, лишние полтора часа, во-первых, это отвлекает их от гаджетов каких-то, во-вторых, они посвящают себя тому, что есть.

Естественно, хотелось бы иметь вторую команду, не знаю, она была здесь после меня или нет, которая бы должна… ну, сквозная заявка, чтобы туда-оттуда, чтобы мы реально игроков во второй лиге проверяли. Потому что сейчас у нас Якуев, Гаибов, Тарамов, которых бы можно было уже отдать, чтобы они во второй или первой лиге уже себя почувствовали. Потому что здесь всё-таки мало игрового времени получают, понятно, они набирают, мы внимательно смотрим, посмотрим, как у нас получится их в команду внедрять. Другое дело, что надо вот в условном Черкесске Якуеву годик отыграть, чтобы он стал там лидером, чтобы себя проверил или, наоборот, не стал лидером. Чтобы мы поняли, насколько на них можно рассчитывать, потому что, да, тренируются, прибавляют, мы же это видим. Другое дело, что теперь надо правильный шаг сделать, чтобы они в каких-то командах стали лидерами, постоянно играли, и чтобы, грубо говоря, через годик вернулись уже другими. Потому что сыграть один раз 15 минут, второй– там 5 минут, то Якуев, то Гаибов, в молодёжной команде уже играть по возрасту не могут. Ну, ты же, во-первых, искусственно не будешь им места отдавать, потому что есть команда, конкурентная среда. Поэтому вот над этим нам надо работать, как игроков, которые уже определённого уровня достигли, чтобы отдавать в определённые команды, условный «Машук-КМВ», условный «Нарт», условный там нальчикский «Спартак», рядом, чтобы за ними глаз да глаз, а если кто-то поедет, ну, не знаю, там, в Кострому, это тоже не проблема. Чтобы мы игроков до определённого уровня доводили, и если здесь пока талант есть, не проходит, значит, где-то в другом месте себя проявят. Вот этот такой конвейер надо бы наладить. Насколько это получится, посмотрим.

— Давайте переместимся в 2018 год, во время перед чемпионатом мира. Вы сказали, что хотите, чтобы сборная России выглядела как команда, за которую болеют все. И в то время никто не верил, а Вы действительно сделали это. И насколько сложно будет «Ахмат» сделать такой командой, чтобы за него болел весь народ?
— Самое главное –знать, как это делать. Мы этим и занимаемся, я уже в нескольких интервью сказал: мы можем говорить, приходите, приходите, поддерживайте. Мы и стараемся максимально выкладываться. Видите, зрителей уже становится больше, что радует. Другое дело, что мы должны не останавливаться на каких-то сиюминутных успехах, а двигаться дальше. Что касается чемпионата мира, ну, непростое время было. Понятно, два года надо готовиться к домашнему чемпионату мира, всё время определённое давление, напряжение. Ну, для этого нас и поставили туда, чтобы мы это всё выдерживали и делали командой. И, слава богу, нам это удалось, и о чём вы говорили, страна была за нас.

— Отвечая на вопрос датского журналиста, Вы сказали, что у вас такое чувство, что половина страны только во время стартового свистка узнаёт, что у нас чемпионат мира. Я думаю, что чеченский болельщик, чеченский народ такой же. Какое бы послание оставили болельщикам?
— Ну, послание такое всё-таки: «Ахмат» один, тем более – сила. Поэтому нас надо поддерживать. Не надо, а хотелось бы, чтобы поддерживали. Как я уже сказал, мы будем делать всё, чтобы не только перед началом матча про нас вспоминали, а нас обсуждали неделями. Во всяком случае, мы этого хотим, чтобы мы не были равнодушны и к нам не были равнодушны. Надо поймать, как говорится, волну. Естественно, в спорте любят только успешных, поэтому нам надо добиваться результата, чтобы к нам люди приходили.

— Вспоминая чемпионат мира 2018 года, какие у Вас эмоции, бывают воспоминания?
— Честно говоря, верите или нет, я особо не вспоминаю. Вот сейчас вы меня вернули туда хочешь, не хочешь. Я, честно говоря, думаю об игре против «Динамо» сейчас. А про сборную — это я уже забыл, это было в прошлом, это было хорошее время. Понятно, это исторический момент. Ребята молодцы, максимум сделали. Понятно, что хотели большего. А так, ещё раз повторяю, я, честно говоря, не люблю возвращаться. Потому что, возвращаясь, ты забываешь, что сегодня и что будет. А так, рад, что до сих пор всё это помнят.

— После чемпионата мира 2018 года в России у детей очень вырос интерес к футболу. Что должно произойти, чтобы дети снова полюбили футбол?
— Мы же уже говорим, что любят успешных. Вот появляются Головин, Дзюба, Акинфеев – доказывают свою состоятельность, Миранчуки и так далее. Ну, когда большой турнир, про них пишут, их видят. И после чемпионата мира у меня такое чувство, что все хотели быть Дзюбами. Это же хорошо. Поэтому, допустим, сейчас Лечи Садулаев – он не просто должен быть хорошим футболистом, он должен быть игроком, на которого чеченские мальчишки будут равняться. У него такая миссия сейчас, у него такой шанс есть. Он игрок сборной. Сегодня мы его поздравили с забитым мячом. Он должен сделать так, чтобы следующие Лечи появлялись.

— Следите ли вы за родной Осетией и осетинскими футболистами?
— Слежу. Был здесь на матче. Спасибо, кстати, нашим чеченским братьям, которые приютили, они играют в Грозном. Естественно, слежу. Когда там бываю, приезжаю на тренировки, со Спартаком Гогниевым пару раз пересекались, я приезжал к ним на старую базу. Каждый раз, когда приезжаю, заезжаю на стадион новый, который строят. Наконец-то, надеюсь, построят. В конечном итоге, это не какая-то там суперстройка, где долго надо строить. Во всяком случае, хотел бы, чтобы со следующего года уже «Алания» играла у нас во Владикавказе, и чтобы шанс появился опять выходить в лигу повыше.

— Есть ли сейчас осетинский футболист, которого хотели бы видеть в «Ахмате»?
— Даже если бы хотел, не сказал бы. Не могу сказать, что есть игрок, выделяющийся, как Габулов, Джанаев, Дзагоев. Но потенциал есть. Практически в каждом клубе есть осетинские ребята. Хотелось бы, чтобы они росли.

Поделиться
Скопировано