"Ну что, похоже на спартаковский футбол?"
Спецкор "Чемпионат.com" Денис Целых рассказывает о том, как живёт на сборах в Турции команда-открытие этого сезона – грозненский "Терек".
"ДЕСЯТЬ ВИДОВ СЫРА И СОРОК ДЕСЕРТОВ"
По приезде в отель грозненского "Терека" меня встретили шампанским и клубникой в шоколаде. Впрочем, собственную персону тут же отодвину в сторону – там всех так встречают. Название "Макс Рояль" этой резиденции соответствует на все сто процентов. Тут все на самом деле по-королевски. Огромная территория, сверкающие витрины магазинов, уютные бары и рестораны на разных (вплоть до минус второго) этажах – мини-город, а не отель.
"Здесь заблудиться легко, — смеется вратарь "Терека" Ярослав Годзюр. – У нас, правда, маршруты отработаны – главное лобби, SPA или основной ресторан. Их мы выучили и вроде не плутаем".
"Отель не я выбирал – руководство, — говорит главный тренер грозненцев Станислав Черчесов, когда я спрашиваю, почему на этот раз было решено отказаться от проверенной предыдущими годами гостиницы "Калиста". И продолжает: "А вам не нравится?" Вместо ответа остается развести руками.
"Тут в столовой больше десяти видов сыра, а десертов – больше сорока, — рассказывает в свою очередь тренер "Терека" по физподготовке Владимир Паников. – Я уже подумал с семьей сюда летом, во время отпуска, рвануть. Но узнал цены – и решил пока отложить эту затею".
— Кусаются?
— А то!
В общем, в "Тереке" на футболистах не экономят. А Черчесов мимоходом вспоминает времена, когда он сам был игроком.
— Кто не тренировался в Сочи на гаревом поле, никогда не поймет, где он сейчас находится, — со значением говорит Станислав Саламович. — Когда я рассказывал об этом некоторым, чувствовал, что мне не верят.
— Что за страхи такие?
— Мы жили в гостинице "Старт", которая располагалась на горе. Оттуда надо было спускаться пешком полтора километра. Потом тренировка на гаревом поле. И снова полтора километра пешком – только уже на подъем. И так каждый день – иногда по два, а иногда по три раза. И никто не жаловался. Ребята бегали в кедах и кроссовках по асфальту, и никакие мышцы ни у кого не забивались и ахиллы не болели. Сегодня некоторые начинают брюзжать: поле плохое, гостиница не та. Я в таких случаях вспоминаю Сочи. И спокойно реагирую на любые нюансы быта. Главное по мне – желание работать и отношения между игроками.
— Если сейчас "Терек" разместить в гостинице "Старт" и заставить тренироваться в тех условиях, игроки, боюсь, взбунтуются.
— Мне бы самому не хотелось, чтобы они работали в таких условиях. Неправильно это. Хотя иногда полезно.
"НУ ЧТО, ЗАБРАЛИ У ВАС ИГРОКА"?
В одном отеле с "Тереком" живет и пермский "Амкар". Вот вам и небогатый клуб. Пока мы общаемся с Черчесовым, мимо нас проходит болгарский легионер пермяков Георгий Пеев.
— "Ну что, забрали у вас игрока"? — улыбается он, вспоминая переход соотечественника Благо Георгиева из "Терека" в "Амкар".
— Я могу только подарить, забрать у меня невозможно, — моментально парирует тренер. – Это я только с виду добрый.
Пеев улыбается. "Нам Благо будет полезней", — подытоживает он.
Спрашиваю про Благо у Черчесова и я. "От работы с этим футболистом у меня остались самые теплые воспоминания, — говорит главный тренер грозненцев. – Но в футболе бывает, что не всегда игрок и клуб могут договориться. Это жизнь".
"Терек" тренируется в Белеке ежедневно в двухразовом режиме. С разрешения Черчесова получаю добро на то, чтобы понаблюдать за вечерней тренировкой.
До поля иду в компании экс-полузащитника "Спартака" Александра Павленко. Вид у него почему-то грустный.
— Да это я просто не выспался, — на лице футболиста тут же появляется улыбка.
"С погодой в Турции в этом году повезло, — говорит Александр. – Да и газон отличный".
— Как на "Ахмат-Арене"?
— О, наш стадион всегда приятно вспоминать. Хорошо, что он является для многих примером.
Среди идущих на тренировку футболистов не вижу Мартина Иранека. "Приболел, — объясняет Черчесов. – Ничего страшного". И заодно рассказывает одну интересную историю.
— Перед уходом в отпуск вся команда получила задания, касающиеся поддержания физической формы, — говорит тренер. — 93 процента игроков эти задания выполнили. А год назад этот процент колебался в районе 55-60. Значит, самосознание у футболистов есть. Это радует.
"ОСТОРОЖНЕЙ, НЕ ВЫПАДИТЕ НА ПОВОРОТЕ"
Сама тренировка длится полтора часа. Сначала Черчесов строит команду и объясняет план работы. Затем несколько кругов вокруг поля. Массажист Леонид Резвухин тем временем по одному посылает мячи, находящиеся на бровке, в центр поля, где стоит Черчесов. Скоро игрокам с ними работать.
Передачи у Резвухина не всегда получаются точными. Иной раз, чтобы достать мяч, Черчесову приходится ускоряться. "Лёнь, гоняешь меня", — улыбается Черчесов. Один раз мяч едва не попадает в Павленко, бегущего по кругу в компании остальных футболистов. "О, сейчас бы Павлуху замочили", — шутит кто-то из игроков.
Отбегав свое, футболисты "Терека" приступают к ускорениям под контролем Паникова и, конечно, наблюдением Черчесова. Слышатся команды: "конькобежный", "зигзаг лицом", "зигзаг спиной". Человеку постороннему понять не сразу. У футболистов все доведено до автоматизма.
Дальше упражнения на контроль мяча. "Внимание! Концентрация! Не надо делать двух шагов", — командует Черчесов. Футболисты стараются на совесть.
Под занавес тренировки, разумеется, двусторонка. Футболисты "Терека", надо отметить, выглядят очень свежо и работают резво для первых дней сборов. Особенное внимание Черчесов уделяет точности передач. При этом просит футболистов по возможности импровизировать. "Не бойтесь принимать решения! Не бойтесь ошибиться!" — слышится зычный голос командира.
Друг друга футболисты, как водится, зовут сокращенно. Рыбусь – Рыба, Ятченко – Брат. Правда, во время упражнений на точность передач главный хохмач команды Олег Иванов называет Игоря Лебеденко не иначе, как Игорь Владимирович.
Вратари занимаются отдельно. "Напиши, что я в полном порядке", — на правах старого знакомого с улыбкой просит меня Антон Амельченко.
Работы у вратарей тоже много. Интересно финальное упражнение. Тренер делает подачу в штрафную, один голкипер на воротах, трое других пытаются ему забить. Если забивают – пропускающий кувыркается. В одном из моментов молодой вратарь "Терека" Рамзан
Асаев переправляет мяч в ворота Амельченко рукой. Антон, хоть и в порядке, отразить мяч не может.
— Не, Рамзан, так не считается, — говорит голкиперу тезка, тренер вратарей "Терека" Рамзан Цуцулаев.
— Почему? Если судья наш, то нормально, — хохмит кто-то.
Тренировка завершается. "Ну что, похоже на спартаковский футбол?" — обращается ко мне Черчесов.
— Для третьего дня сборов – внушительно.
— Ну я же не зря говорил про комплекс, который игроки полностью выполнили во время отпуска.
В гостиницу команда возвращается на маленьком автобусе, на котором обычно возят гольфистов. "Осторожней, не выпадите на повороте", — обращается к партнерам Олег Иванов. А следом с улыбкой к капитану "молодёжки" "Терека" Мураду Тагилову. У того сейчас веселый имидж: лысина и борода. "Мурад, ты ни дать ни взять – диктатор! – шутит Иванов. – Тебе еще очки – тогда совсем не отличить". Тагилов улыбается.
Черчесов же после тренировки встречает старого знакомого – ветерана "Спартака" Юрия Гаврилова. Сейчас в Белеке много знакомых лиц. В том числе тут гостит группа слушателей ВШТ.
— Сколько у вас тренировок в день? Двухразовые? – спрашивает Гаврилов Черчесова.
— Юрий Васильевич, видишь у меня свисток? Скажи, сколько тебе надо, столько и сделаю. Скажешь пять – сделаю пять!
"Хорошо, что этого не слышали игроки…" — подумал я. Впрочем, про чувство юмора своего рулевого они наверняка хорошо знают.